А коучи скачут и скачут…

30.01.2020
Фото автора. Инсталляция музея"Антресоль"

Сравните меня с обезьяной, которая стала на рельсах с дубиной, чтобы остановить поезд! Стерплю. Но согласитесь с тем, что всё реже нам поют соловьи, всё чаще каркают вороны. И у ворон явный английский акцент. На одном из медиафорумов узнал от коуча (простите - вырвалось), что и жанры теперь никакие не важны - пиши как и что хочешь - лишь бы пипл хавал… Тираж, охват, прибыль – против предсмертного шуршания (агонии) газет… Ну, да… Попробуй запустить в Сеть Фета с его «В моей руке - какое чудо - твоя рука». Строчка запутается в сетях Сети и околеет.  

У нас немало крупных журналистов, которые разобрались и с Цифрой, и себя не потеряли. С них и надо брать пример.  Давайте защищать наш великорусский от всех этих ненужных фантиков! Велика уже поросль молодых да ранних, писать не умеющих, зато знающих слово «мерчандайзер».  Нет, они, конечно, знают и другое – как продвигать мультимедийный продукт на рынке, и что-то из этих знаний нам всем пригодится, но нарушена Мера – одна из подпорок мироустройства. И уже молодые коучи скачут по семинарам, как воробьи по весенним лужам. Их слушают. Но главное - им платят! А теперь представьте, что рядом с вами на семинаре в пятом ряду сидит Василий Макарович, он играет желваками и нервно лезет за пачкой «Беломора». А в первом ряду - Антон Павлович уронил от испуга на пол шляпу... А Александр Сергеевич уже бегает между кресел и ждет секундантов…  

После очередного дворцового переворота в России по улицам скакал пьяный гренадер и орал: «Теперь можно всё!». У нас переворот случился в лексике, а мы даже этого не заметили. Сначала был вброс таких словечек, как «спичрайтер», «имиджмейкер» и, конечно, «плюрализм». Поморщились, но проглотили.  Потом заставили принять «флешмоб» и «толерантность» - и никого не стошнило. Но в последнее время прорвало! Тарабарщина заливает не только Сеть, но и паркеты мультимедийных площадок. Все эти спикеры и коучи уже ходят на семинары в расстегнутых всюду штанах, мятых рубахах, зато за ушами у них, так мне кажется, торчат антенны. Они прилетели с других планет, и они учат нас, дураков, новым смыслам… А я снова пытаюсь представить Василия Пескова или Анатолия Аграновского рядом с этими «инопланетянами» и … не могу.  

Ясно, что ни одна страна не обходится без заимствованных слов и во всех языках растет доля интернациональных терминов. Но мы стерпим, если они не просто приплывут к нам на «Цифре» (которую, может быть, еще назовут «Титаником»), но, если они не могут быть заменены русскими словами. Примем, пусть швартуются! Но мы опять о Мере. О Правилах. О культуре. О совести и бессовестности. О корпоративной солидарности, о нашем «разъезде Дубосеково», где надо стоять и не пускать чужаков.

Я не за то, чтобы сажать молодых коучей за парту и писать для них на доске «Мама мыла раму». Но русскому языку – великому и могучему - обучать уже кое-кого из этих «учителей» надо. Мне кажется, нашему Союзу журналистов, нашим педагогам-филологам, учителям пора бы на какой-нибудь площадке затеять «круглый стол» со словом «SОS» в заголовке. Пока не поздно! Пока наше медиапространство не превратили в мусорный полигон из консервных банок диких заимствований. Пусть останутся новые технологии в медиа, пусть рынок и дальше расставляет СМИ по своим местам, но во всем этом должна быть Мера.

В свое время Белинский написал: «Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку “Отечественных записок”.  А что велит положить на свою холодную грудь коуч? Смартфон последний модели с хорошей батарейкой? А вдруг придёт сообщение от каких-нибудь musthave, let’spinkи т.д.?  

А. КОСЯКИН

«Лишь усвоив в возможном совершенстве первоначальный материал, то есть родной язык, мы в состоянии будем в возможном же совершенстве усвоить и язык иностранный, но не прежде».

«Ф. Достоевский»

Фёдор Михайлович один из самых глубоких и сложных по восприятию русских писателей. Сюжет снимка совсем не про эти высокие материи. Просто человек устал и особо не выбирал, где прилечь на время. Да и иностранные заимствования тут были ни при чём.