Бородач: понять и постричь
Лидия Воронина не подозревала, что может рассчитывать на поддержку по социальному контракту. А зря... Именно он помог начинающему парикмахеру-универсалу открыть первый в нашем городе барбершоп
34-летняя жительница Задонска оказалась в «бородатом» бизнесе вопреки стародавним стереотипам: среди брадобреев и цирюльников слабому полу места не было и быть не могло. Сродни той бортовой примете: «Женщина на корабле - быть беде». Мужское дело и впрямь покорялось Лидии со знатным сопротивлением. Зато результат, как это часто бывает на фоне испытаний, превзошёл все ожидания...
Когда не всё «пучком»
Через её ножницы и бритву проходит более 100 постоянных клиентов. Ежемесячно. Это не только задонцы, но и липчане, воронежцы, гости из соседнего Ельца. Причём самых разных возрастов - от годовасиков до умудрённых сединами дедушек - и статусов: рабочие, полицейские, чиновники, программисты, врачи, учителя и даже священники. Хотя так было не всегда.
- Образование у меня среднее специальное. Долгое время трудилась оператором на автозаправке в Большом Панарино, - вспоминает свой путь пятилетней давности Лида. - Честно скажу, несмотря на молодой возраст, каждая бессонная ночь вызывала страшучее переутомление. От труда не получала удовлетворения. Собиралась уходить... Но куда? Совет дали там, где не ожидала: пришла в салон к подружке подравнять чёлку, она и предложи: «Иди на курсы парикмахеров, станем вместе работать». Сначала смутилась - я и ножницы-то толком держать не умею. Потом переспала пару ночей с этой мыслью и сделала выбор.
После трёхмесячных курсов переподготовки Воронина стала мастером-универсалом и сразу же устроилась в салон к той самой подружке.
- Это было в 2018-ом, - продолжает Лида. - Но хватило двух лет, чтобы твёрдо осознать: мне не интересно стричь женщин. Это не моё. Сказала себе: «Хочу работать мужским мастером».
Хотеть, конечно, не вредно: пандемийный 2020 год отправил Лиду из салона красоты прямиком в неопределенность под названием «самоизоляция». За весну-лето коллектив салона практически рассыпался из-за невозможности оплачивать даже аренду... Мама двоих маленьких девчонок, Лидия пыталась крутиться-вертеться на дому, но не «зашло»: мужа и детей слегка напрягал вид пучков остриженных локонов на полу и нескончаемый гул фена.
При первом же послаблении ковидного режима, Лида арендовала местечко в другом салоне. Как и загадывала - в качестве мужского парикмахера.
- По жизни мне везёт на людей. Большинство советов по самореализации получаю от клиентов. Например, один из них узнал, что я красиво оформляю мужу бороду. Он отрастил, я посмотрела мастер-класс в интернете и, знаете, неплохо получилось... Так вот клиент был тоже с мохнатой бородой и настаивал, чтобы я помогла привести её в «товарный» вид. Не хотел ничего слышать о том, что на самом деле я не умею работать с бородой профессионально и просто экспериментирую на муже! Подравняла «шевелюру» на свой страх и риск. Парню результат понравился. Он начал рекомендовать мне отучиться на модную профессию барбера - бородачей ведь сейчас становится всё больше. А стричься им в Задонске негде.
Учёба - дело нехитрое, думала Воронина. Но не тут-то было: три специалиста региональной индустрии красоты для мужчин отказали в обучении. Просто потому, что учеником будет... женщина. И делать ей в «нашем искусстве нечего». Что ж, пламенный привет равноправию полов. Лишь со счастливой попытки номер четыре задонский мастер всё-таки прошла желаемые курсы.
Ваша волосатость
Клиенты с ней общаются на «ты», обсуждают подорожание цен на технику и рассказывают о «кожашках», купленных на областном авторынке. Лида для них не душа-девица, а дружище, которого можно похлопать по плечу или рассказать анекдот с крепким словцом... Воронина выглядит как классическая пацанка: кеды, джинсы и чёрная наглухо закрытая рубашка - вот база повседневных, слегка хулиганистых образов нетипичной блондинки.
- Наверное, это родом из детства... Я гоняла на улице с мальчишками, потому что среди соседей девчонок практически не было. Привычка есть привычка, и я до сих пор не испытываю никакого дискомфорта в общении с сильным полом. Могу откровенно сказать клиенту, что форма бороды, которую он выбирает, на самом деле не подходит его типу лица. Что пора менять стиль... И никто не обижается, мы на одной волне.
Сегодня в репертуаре Ворониной ровно 20 стильных вариантов оформления усов и бороды. Тут вам лёгкая небритость, «Голливуд», «Эспаньолка», «мушкетёрская» бородка, «Дровосек», русская борода, «Линкольн», «Верди» и масса других, так же названных в честь известных мировых персоналий.
А вот со стрижкой волос на голове всё куда проще. Большинство клиентов предпочитает не заморачиваться, выбирая старые-добрые «бокс», «полубокс» или вообще полную нулёвку - на лысо.
- Среди молодёжи невероятную популярность набирает «Андеркат» (дословно переводится как стрижка снизу), которая была модной в начале XX века, - говорит о новинках парикмахерских услуг наша героиня. - Стиль подходит не всем, а лишь обладателям густых и крепких прямых волос. Это короткие виски, удлинённый верх и обязательный аккуратный пробор с одной стороны.
Опыт Ворониной развенчивает расхожий миф о том, что «мужчина должен быть чуть красивей обезьяны». Сам сильный пол так не считает уж точно...
- У меня очень разные клиенты и все аккуратисты. За внешностью следят, как положено, и даже больше. Один вот приходит стричься, не поверите, через каждые пять дней. У него тонюсенькие усики и такая же тоненькая бородка. А голову равняет «под ноль». Своё правило пяти дней он ни разу не нарушил, хотя я пыталась донести, что можно приходить хотя бы раз в две недели. Есть ещё паренёк, у которого тёмная голова, но при этом русая борода. Так он раз месяц приходит на покраску, чтобы и верх и низ были в едином цвете.
Теперь сами с усами
Прейскурант на услуги Лидии отличается от цен барберов близлежащих Липецка и Воронежа. Девушка адекватно оценивает финансовые возможности жителей маленького городка:
- За оформление бороды в зависимости от уровня сложности стрижки беру в районе 400-500 рублей. Если же клиент любитель опасной бритвы «шаветки», то работать придётся дольше. Соответственно, и стоить это будет в два раза дороже… Но большинство мужчин предпочитает наиболее шустрый и безопасный инструмент - электробритву «шейвер».
Практически все матера индустрии красоты сейчас используют для раскрутки бизнеса социальные сети. Лида в этом смысле откровенный уникум. Свои работы не фотографирует и не выкладывает в интернет для привлечения «новеньких». На её рекламу работает сарафанное радио: ещё в апреле в кресле барбера посидело 100 человек, а уже в мае - ровно 110. Судя по приросту, старый дедовский метод ещё как работает. Причём Лида сама пользовалась им не раз.
- Что такое соцконтракт узнала от знакомых, но почему-то была уверена, что мне выплата не светит, - вспоминает Воронина. - Отучиться-то на барбера я отучилась… А вот на что купить специальное оборудование? Мне нужны были кресло-трансформер, мойка, нагреватель полотенец, набор качественных ножниц, много-премного расходников. Наконец, несколько видов бритвы профессиональных линеек. Честно говоря, просто ломала голову... Потом набралась смелости и сходила в соцзащиту. Через три недели 250 тысяч рублей были у меня в кармане! Теперь всем коллегам-девчонкам советую, чтобы не боялись, а спрашивали, пробовали, интересовались. Благодаря господдержке мне не пришлось экономить на крутейших ножницах немецкого производителя «Ягуар» и японских «Акаши».
Сейчас клиенты втягивают Лиду в очередную, на её взгляд, «авантюру»: мужчины просят барбера освоить восковую депиляцию для удаления волос из носа и ушей. Уверены, что её лёгкая рука сделает процедуру безболезненной. А что наша Лида? Как всегда, в раздумьях. Вдруг не получится? Если мужчины будут кричать от боли? Что ж, ждём-с. Кто знает, может, через пару месяцев в прейскуранте Ворониной и вправду станет на ещё одну строчку больше…
С июня 2022 года начал действовать региональный социальный контракт. Это уже не привычные 250, а целых 500 тысяч рублей. Но получить их может семья, которая проходит по следующим критериям:
- Семья должна быть многодетной;
- В период обращения в соцзащиту у неё должен действовать социальный контракт на ИП по направлению «Сельское хозяйство»;
- Один из членов семьи должен состоять в сельскохозяйственном кооперативе, расположенном на территории Липецкой области. А ещё иметь договор о продаже не менее 30% от произведённой продукции в течение года, следующего за годом окончания срока действия соцконтракта.
Региональный контракт будет заключаться не на год, а на два.